Обзор фармацевтического рынка России. Итоги 2014 г

Новость

Фармацевтический рынок в кризисный период является наиболее стабильным сегментом экономики, так как его социальная составляющая довольно сильная. В 2014 году, как и в предыдущие периоды, в большей мере на развитие рынка оказывали действия регулятора.

Депутатами Государственной Думы РФ в 2014 году было принято более 40 законопро ектов, касающихся сферы здравоохранения: Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», регламентирующий большое количество терминов; утвержден новый Перечень ЖНВЛП; внесены изменения в законодательные акты РФ в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств и биологически активных добавок.

Важными для отрасли являются решения, связанные с импортозамещением: перенос сроков перехода российских производителей на стандарты GMP на 1 января 2016 года; обсуждения предложения, касающегося ограничения государственной закупки препаратов импортного производства; пролонгирование сроков действия преференций в госзакупках до 1 января 2016 года.

По итогам 2014 года объем фармрынка России составил 1 152 млрд руб. (с НДС) в ценах конечного потребления, что на 10% больше, чем показатель 2013 года.

Российский фармацевтический рынок остается импортоориентированным. 77% лекарств в денежном выражении, которые потребляются населением, производятся за рубежом. Поэтому первые места в рейтинге производителей занимают иностранные компании: NOVARTIS, SANOFI, BAYER. Единственный отечественный производитель ОТИСИФАРМ занял по итогам 2014 года 14 строчку в ТОП-20 ведущих игроков на фармрынке России.

В дистрибьюторском сегменте четко прослеживаются две тенденции: оптимизация затрат и диверсификация бизнеса. Практически все дистрибьюторы в той или иной мере диверсифицировали свой бизнес. В 2014 году лидером по объему продаж остался дистрибьютор «КАТРЕН», увеличив долю до 17,2%. Второе место у дистрибьютора «ПРОТЕК» с долей 15,9%. ТОП-3 в 2014 году замыкает дистрибьютор «СИА», который показал один из максимальных приростов в рейтинге. Совокупная доля трех ведущих дистрибьюторов в общем объеме рынка составляет 44,6%. В 2014 году было анонсировано 2 сделки, которые повлияют на расстановку сил в дистрибьюторском звене: «Oriola-KD» перешел под контроль «Аптечной сети 36,6». В 2015 году возможно объединение двух дистрибьюторов «СИА» и «Р-ФАРМ».

2014 год для аптечной розницы отметился сделками по слиянию и поглощению, причем участниками сделок являлись ведущие игроки на аптечном рынке: лидером в этом процессе была компания «A.V.E. group». В течение года аптечная сеть продавала региональные активы аптечной сети «36,6», а в конце года стала владельцем аптеки «СТАРЫЙ ЛЕКАРЬ» и «03 Аптека». Лидирующую позицию по итогам года заняла сеть «РИГЛА», на второе место вышла сеть «A.V.E. group» (за счет консолидации с «36,6»), третье место занимает Имплозия. Их совокупная доля достигает 8,8%.

Коммерческий сегмент ЛП рынка России в 2014 году составил 975 млрд руб., что превышает показатель 2013 года на 11%. Было реализовано 4,2 млрд упаковок, что меньше на 4,5% объемов 2013 года. Сегмент «аптечной парафармацевтики» в 2014 году составил 183 млрд руб., что на 8% выше, чем объем в 2013 году. Динамика темпов роста сегмента замедлилась в связи с уменьшением покупательской способности.

Государственный сектор в 2014 году показывает рост на уровне 10%. Это один из самых стабильных сегментов на фармацевтическом рынке, так как его развитие обусловлено бюджетными деньгами. По итогам 2014 года на закупку лекарств для льготных категорий граждан было потрачено 84,4 млрд руб. (эта сумма совпадает с показателем 2013 года). По итогам 2014 года емкость сегмента госпитальных закупок составила 209,8 млрд руб., что на 15% выше, чем показатель 2013 года.

Объем импорта ЛП в Россию в 2014 г. составил 13,0 млрд долл., что на 13% ниже аналогичного показателя в 2013 году.

По прогнозу DSM Group, российский фармацевтический рынок вырастет в 2015 году на 15% в рублях и достигнет 1,3 трлн руб.

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.