В России выросли затраты на льготное лекарственное обеспечение

Новость

По данным аудита льготного лекарственного обеспечения фармацевтического рынка России (ОНЛС/ВЗН), проводимого DSM Group, за 9 месяцев 2016 года по программе ЛЛО было закуплено лекарств на 89,5 млрд. рублей, что на 5,5% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Однако объём закупок в упаковках снизился на 6,2%, и в итоге за 2016 год было приобретено только 50,7 млн. упаковок препаратов, что на 3,4 млн. упаковок меньше, чем за первые 9 месяцев 2015 года.

ВЗН: в 2016 году осуществляются дополнительные поставки в регионы препаратов, которые закупаются по программе «7 Нозологий», что в значительной мере повлияло на увеличение объёмов в стоимостном выражении. В 1 квартале 2016 году объём закупок препаратов из списка ВЗН составил 27,0 млрд. руб., во 2 квартале государство осуществило дополнительные закупки на сумму 15,2 млрд. руб., а в третьем на 5,3 млрд. руб. Совокупно было закуплено лекарств, относящихся к списку ВЗН, на сумму 47,6 млрд. руб, что на 6,3% больше, чем за 9 месяцев 2015 года. В натуральном выражении объём не изменился и составил 3,3 млн. упаковок.

«В 2015 году список МНН, закупаемых по подпрограмме «7 Нозологий» расширился на 5 МНН, в 2016 году было добавлено еще одно МНН. Именно по этим препаратам наблюдается увеличение объёма закупок по сравнению с тем, какие объёмы закупались, когда эти же препараты входили в подпрограмму ОНЛС. Так, если за первые 9 месяцев 2015 год сумма закупок МНН «Леналидомид» составила 3,4 млр. руб., то за этот же период 2016 года – 7,8 млрд. руб, что позволило ему выйти на первое место по стоимостному объёму в программе ВЗН», - говорит эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.

ТОП-10 МНН в программе ВЗН за январь-сентябрь 2016 года

Рейтинг

МНН

Объем,

9м 2016, млн. руб.

Доля,

9м 2016, %

Прирост,

 9м 2016/2015, %

1

ЛЕНАЛИДОМИД

7 810

16,4%

1983,1%

2

РИТУКСИМАБ

5 959

12,5%

-23,5%

3

БОРТЕЗОМИБ

5 192

10,9%

-31,8%

4

ФАКТОР СВЕРТЫВАНИЯ КРОВИ VIII

4 738

10,0%

-10,7%

5

ИНТЕРФЕРОН БЕТА-1A

4 289

9,0%

7,8%

6

ГЛАТИРАМЕРА АЦЕТАТ

3 801

8,0%

-23,4%

7

ЭПТАКОГ АЛЬФА АКТИВИРОВАННЫЙ

2 118

4,5%

-17,9%

8

ИНТЕРФЕРОН БЕТА-1B

1 630

3,4%

10,6%

9

ОКТОКОГ АЛЬФА

1 518

3,2%

-16,7%

10

ДОРНАЗА АЛЬФА

1 344

2,8%

2,1%

В программе ВЗН на сегодняшний момент представлены препараты 39 компаний, которые реализуют 68 брендов. ТОП-10 брендов по объёму в программе «7 нозологий» занимают около 60%.

ТОП-10 брендов в программе ВЗН за январь-сентябрь 2016 года

Рейтинг

Бренд

Объем,

9м 2016, млн. руб.

Доля,

9м 2016, %

Прирост,

 9м 2016/2015, %

1

РЕВЛИМИД

7 810

16,4%

1 983,1%

2

АЦЕЛЛБИЯ

4 529

9,5%

-11,3%

3

БОРАМИЛАН ФС

3 285

6,9%

-38,8%

4

АКСОГЛАТИРАН ФС

2 552

5,4%

New

5

КОАГИЛ

1 995

4,2%

-19,7%

6

ГЕНФАКСОН

1 807

3,8%

-25,0%

7

РЕБИФ

1 675

3,5%

99,4%

8

ОКТАНАТ

1 472

3,1%

-8,1%

9

ВЕЛКЕЙД

1 459

3,1%

-34,8%

10

АДВЕЙТ

1 458

3,1%

488,2%

В рейтинге производителей по программе ВЗН лидирует швейцарская компания CELGENE, которая опередила отечественного производителя «Ф-Синтез». Помимо него в ТОП-10 входят еще две российских компании.

ТОП-10 производителей в программе ВЗН за 9 месяцев 2016 года

Рейтинг

Производитель

Объем,

9М 2016, млн. руб.

Доля,

9М 2016, %

Прирост,

 9м 2016/2015, %

1

CELGENE

7 810

16,4%

1983,1%

2

Ф-СИНТЕЗ

6 588

13,9%

-9,6%

3

БИОКАД

4 898

10,3%

-11,1%

4

BAXTER

4 810

10,1%

-0,6%

5

ГЕНЕРИУМ

4 398

9,2%

22,7%

6

F.HOFFMANN-LA ROCHE

2 778

5,8%

-30,7%

7

OCTAPHARMA AG

2 077

4,4%

4,6%

8

LABORATORY TUTEUR

1 946

4,1%

-25,3%

9

MERCK

1 676

3,5%

99,4%

10

CSL BEHRING

1 587

3,3%

58,9%

«За 2016 год произошло значительное увеличение присутствия отечественных компаний в рейтинге ВЗН, также выросла и доля российских компаний в целом в программе ЛЛО. В январе-сентябре 2016 года доля отечественных препаратов в натуральном выражении составила 49,2% против 45,5% за первые 9 месяцев 2016 года. Однако из-за более высокой цены, в стоимостном выражении зарубежные компании значительно опережают российские по объему продаж (71,9% и 28,1% соответственно)», - отмечает эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. Более существенная динамика увеличения доли отечественных препаратов в натуральном выражении наблюдается по подпрограмме «7 нозологий» - с 17,5% до 22,8%. Такой рост обеспечен переключением в закупках МНН «Глатирамера Ацетат» с импортного препарата КОПАКСОН-ТЕВА на препарат АКСОГЛАТИРАН ФС («Ф-Синтез»).

По подпрограмме ОНЛС доля отечественных препаратов выросла как в стоимостном выражении (с 16,1% до 20,3%), так и в натуральном (с 38,9% до 41,3%).

ОНЛС: объем закупок по ОНЛС в первые 9 месяцев 2016 года составил 41,6 млрд. руб., что на 1,6 млрд. руб. больше, чем в аналогичном периоде 2015 г. В натуральном выражении наблюдается сокращение – -6,8%, в результате в аптеки для льготных категорий граждан завезено 37,2 млн. упаковок лекарств.

В рейтинге по стоимостному объему лидируют импортные препараты. Суммарно доля ТОП-10 брендов составляет 27%.

ТОП-10 брендов в программе ОНЛС за январь-сентябрь 2016 года

Рейтинг

Бренд

Объем,

9м 2016, млн. руб.

Доля,

9м 2016, %

Прирост,

 9м 2016/2015, %

1

ЛАНТУС

2 507

5,6%

-7,3%

2

РЕМИКЕЙД

1 931

3,6%

-21,4%

3

ГЕРЦЕПТИН

1 981

3,2%

-33,7%

4

СИМБИКОРТ

993

2,5%

3,1%

5

НОВОРАПИД

887

2,3%

9,8%

6

ЛЕВЕМИР

853

2,2%

9,6%

7

КЕТОСТЕРИЛ

828

2,0%

-1,5%

8

ЗОЛАДЕКС

731

1,9%

6,5%

9

СПИРИВА

755

1,9%

2,4%

10

ХУМИРА

374

1,8%

95,5%

В рейтинге производителей по программе представлены в основном иностранные компании. Исключение составляет компания, занявшая 8 строчку, - «Биокад». Рост объёмов закупок данного производителя в подпрограмме ОНЛС обеспечен переключением на препараты отечественного производства в таких МНН, как «Трастузумаб» и «Бевацизумаб».

Высокий прирост закупок показали препараты компании JOHNSON & JOHNSON. Данное увеличение обеспечено включением в список таких препаратов как «Имбрувика» (МНН «Ибрутиниб»), «Совриад» (МНН «Симепревир»), а также приростом на 147% в стоимостном объеме закупок лидера у данного производителя оригинального препарата «Мимпара» (МНН «Цинакальцет»).

ТОП-10 производителей в программе ОНЛС за январь-сентябрь 2016 года

Рейтинг

Производитель

Объем,

9м 2016, млн. руб.

Доля,

9м 2016, %

Прирост,

9м 2016/2015, %

1

SANOFI

3 439

8,3%

-6,9%

2

F.HOFFMANN-LA ROCHE

3 284

7,9%

-31,0%

3

ASTRAZENECA

2 913

7,0%

10,5%

4

NOVO NORDISK

2 883

6,9%

-2,7%

5

JOHNSON & JOHNSON

2 445

5,9%

44,7%

6

MERCK

1 956

4,7%

-16,1%

7

NOVARTIS

1 491

3,6%

13,8%

8

БИОКАД

1 274

3,1%

412,7%

9

ELI LILLY

1 199

2,9%

-18,6%

10

BOEHRINGER INGELHEIM

1 179

2,8%

-10,2%

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.