Зубные пасты подразделяются на гигиенические и лечебно-профилактические. Первые подходят для каждодневного ухода, вторые используют в случае возникновения той или иной проблемы с зубами. Распространенный вид лечебно-профилактических паст — противокариозные, противовоспалительные и отбеливающие. За ними потребитель чаще предпочитает ходить в аптеку.
На аптечных полках в 2017 году было представлено 50 видов средств по уходу за полостью рта: зубные щетки и нити, освежители для полости рта, средства для чистки зубных протезов, жевательная резинка и многое другое. Однако наибольшую долю в натуральном выражении в сегменте средств для ухода за полостью рта занимают зубные пасты, которые, по данным за 2017 год, заняли 34,7% аптечного рынка в своем сегменте. На средства по уходу за зубными протезами пришлось 26,2% продаж в упаковках (кремы, гели, порошки, прокладки и другие специальные средства); 11,6% рынка заняли зубные щетки, включая электрические.
В розничном сегменте фармацевтического рынка реализуется широкий ассортимент зубных паст различных марок и объемов упаковки. В 2017 году потребителям был предоставлен выбор среди 1 124 полных наименований зубных паст, которые представляют 135 брендов. Кроме того, на рынке присутствовало большое количество профессиональных зубных паст с заявленным лечебных эффектом, например, R.O.C.S., Lacalut и Splat, которые являются лидирующими брендами по объемам продаж в денежном выражении.
За 2017 год аптечные сети реализовали 17,5 млн. упаковок зубной пасты для взрослых и детей на сумму 3,2 млрд. рублей (в розничных ценах). Объем продаж зубных паст сократился относительно 2016 года, как в стоимостном (-0,4%), так и в натуральном выражении (-2,2%). Средневзвешенная стоимость одной упаковки зубной пасты за год выросла на 1,9% и составила 184 рубля.
Российские рынок зубных паст практически поровну разделен между отечественными и зарубежными брендами. Однако пасты российского производства незначительно уступают долю на рынке: 44,9% в рублях и 49,9% в упаковках. Российские пасты смогли увеличить свою долю в натуральном выражении только за счет более низкого снижения спроса по сравнению с импортными средствами (-1,9% против -2,4% относительно 2016 г.). В стоимостном выражении прирост продаж был отмечен только у импортных зубных паст в результате роста средневзвешенной цены на 3,6%. А стоимость отечественной пасты наоборот сократилась на 0,1% и составила 165 руб./упак.
По данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого ЗАО «Группа ДСМ» (DSM Group), рынок зубных паст высоко концентрирован, так, на ТОР-10 производителей приходится 91,4% российского рынка зубных паст в стоимостном выражении и 90,4% в натуральном. Тройка лидеров осталась неизменной. Из существенных передвижений стоит отметить падение компании Colgate Palmolive на 2 строчки в рейтинг - в результате существенного снижения объема продаж на 34,1% компания переместилась на 7 строчку ТОР-10 производителей. «Новичком» рейтинга стала отечественная фирма-производитель «Фармасофт», которая показала самый большой прирост продаж (+25,6% относительно 2016 года), благодаря чему и попала на 10 место. Рейтинг покинула компания Procter & Gamble, так как продажи основного бренда компании Blend-a-med сократились.
В 2017 году на аптечном рынке появилось 12 новых производителей. Так, например, компания Swiss Pharm Cosmetics, которая в феврале вывела свой бренд Clearasept, сумела закрепиться на рынке и по итогам года заняла долю 0,7%.
Рейтинг производителей по стоимостным объемам продаж, 2017 г.
Рейтинг 2016 г. |
Рейтинг 2017 г. |
Производитель |
Доля от стоимостного объема продаж, 2017 г. |
Прирост (руб.) 2017 г./2016 г. |
1 |
1 |
Еврокосмед |
26,4% |
-0,3% |
2 |
2 |
Dr.Theiss Naturwaren |
20,0% |
-2,9% |
3 |
3 |
GlaxoSmithKline |
18,3% |
4,7% |
4 |
4 |
Сплат-Косметика |
11,2% |
-6,4% |
6 |
5 |
Betafarma |
3,7% |
-0,1% |
7 |
6 |
Вертекс |
3,1% |
-0,6% |
5 |
7 |
Colgate Palmolive |
2,9% |
-34,1% |
8 |
8 |
Концерн Калина |
2,3% |
0,0% |
9 |
9 |
Gaba Produktion |
1,9% |
-9,8% |
11 |
10 |
Фармасофт |
1,6% |
25,6% |
Рейтинг брендов по итогам двенадцати месяцев не претерпел значительных изменений. Бренды R.O.C.S., Lacalut и Splat удержали свои лидерские позиции. Максимальный прирост принадлежит бренду «Сенсодин» (+13,0%). Падение продаж показали 7 брендов из 10, наибольшее снижение показали бренды Colgate (-34,1%) и «Элмекс» (-9,8%).
Рейтинг брендов по стоимостным объемам продаж, 2017 г.
Рейтинг, 2016 г. |
Рейтинг, 2017 г. |
Бренд |
Доля от стоимостного объема продаж, 2017 г. |
Прирост (руб.) 2017 г./ 2016 г. |
1 |
1 |
R.O.C.S. |
26,1% |
-1,6% |
2 |
2 |
Lacalut |
20,0% |
-2,8% |
3 |
3 |
Splat |
11,2% |
-6,4% |
4 |
4 |
Сенсодин |
10,8% |
13,0% |
5 |
5 |
Пародонтакс |
7,0% |
1,5% |
7 |
6 |
Президент |
3,7% |
-0,01% |
8 |
7 |
Асепта |
3,1% |
-0,6% |
6 |
8 |
Colgate |
2,9% |
-34,1% |
10 |
9 |
Лесной Бальзам |
2,1% |
0,8% |
9 |
10 |
Элмекс |
1,9% |
-9,8% |
Претендентами на попадание в рейтинг могут стать бренды Mexidol Dent, который за год нарастил объем продаж на 25,6%, и «новичок» 2017 года бренд Clearasept. Mexidol Dent уже вошел в рейтинг по упаковкам.
На ТОП-10 по натуральным объемам приходится 87,3% реализации. Тройка лидеров в упаковках осталась без изменений. По итогам года на 10 строчку вышли зубные пасты Mexidol Dent, показав наибольшую динамику (11,0%). Также высокими темпами выросли продажи торговой марки «Сенсодин» (11,0%). Отрицательная динамика привела к снижению позиций у бренда Colgate (-32,4%).
Рейтинг брендов по натуральным объемам продаж, 2017 г.
Рейтинг, 2016 г. |
Рейтинг, 2017 г. |
Бренд |
Доля от натурального объема продаж, 2017 г. |
Прирост (упак.) 2017 г./ 2016 г. |
1 |
1 |
R.O.C.S. |
19,7% |
0,4% |
2 |
2 |
Lacalut |
17,8% |
-5,4% |
3 |
3 |
Splat |
15,7% |
-4,4% |
4 |
4 |
Сенсодин |
8,7% |
11,0% |
5 |
5 |
Пародонтакс |
7,0% |
0,7% |
7 |
6 |
Лесной Бальзам |
5,0% |
2,4% |
6 |
7 |
Colgate |
4,4% |
-32,4% |
8 |
8 |
Президент |
4,0% |
8,2% |
9 |
9 |
Асепта |
3,3% |
4,6% |
11 |
10 |
Mexidol Dent |
1,8% |
11,0% |