Обзор госпитальных закупок за 1 квартал 2019 года

Новость

В январе-марте 2019 года лечебно-профилактические учреждения, по данным Госпитального аудита фармацевтического рынка России, проводимого АО «Группа ДСМ» (DSM Group), закупили 179,7 млн упаковок лекарственных препаратов на сумму около 47,1 млрд рублей в закупочных ценах (аналитические данные отражают факты оплаты и поставки контрактов, исполненных за первый квартал 2019 года). При сравнении с аналогичным периодом 2018 года больницы потратили на 12,4% больше бюджетных средств. При этом объём закупленных упаковок сократился на 4,3%. Данная динамика обусловлена ростом закупок противоопухолевых препаратов и иммуномодуляторов (+70,5% в руб. и + 18,5% в упак.) в рамках реализации национальной онкологической программы. В результате АТС-группа [L] сместила с 1-й строчки противомикробные препараты для системного применения.

Всё это свидетельствует о заметном росте средневзвешенной стоимости упаковки лекарственного средства, закупаемого для нужд ЛПУ. В 1 квартале 2019 года она составила 262 рубля, что на 17,5% выше, чем за аналогичный период 2018 года. Однако среди наиболее востребованных препаратов средневзвешенная цена показала падение: 16 брендов из ТОП-20 закупались по более низким ценам. Наибольшее снижение продемонстрировало человеческое моноклональное антитело «Опдиво» (МНН «Ниволумаб») компании Bristol-Myers Squibb – в 1 квартале 2019 года его стоимость оказалась ниже на 34,5%, чем за 3 месяца 2018 года.

Таким образом, происходит смещение закупок в сторону более дорогих препаратов, но при этом тендерная система позволяет закупать лекарственные средства по более выгодным ценам. То есть инфляционного роста цен нет.

Что характерно для рынка лекарств, доля отечественных препаратов в натуральном выражении (75,5%) значительно выше, чем в стоимостном (38,8%). Одна из наблюдаемых тенденций на фармрынке в последние годы – это «переключение» с импортных препаратов на российские. Так, за год доля отечественных препаратов выросла на 1,6% в рублях. Основной вклад в такой прирост закупок российских ЛП в рублях в январе-марте 2019 года внесли антибластомные препараты «Авегра» (продажи бренда в 1 кв. 2019 года выросли на 211,5% в сравнении с аналогичным периодом 2018 года) и «Гертикад» (+124,5%), а также гриппозная инактивированная субъединичная вакцина «Совигрипп» (+66,7%). При этом в упаковках доля российских лекарств сократилась с 77,1% в 1 кв. 2018 года до 75,5% в 1 кв. 2019 года.

Средневзвешенная стоимость одной упаковки импортного средства по итогам первых 3-х месяцев 2019 года составила 654 рубля, что на 7,2% больше, чем в январе-марте 2018 года. Несмотря на более значительный рост средней цены российских лекарств (+25,0%), она всё равно значительно отстаёт (в 5 раз) от стоимости зарубежных ЛП, и составляет около 135 рублей за упаковку.

В 1 квартале 2019 года доля дженериковых препаратов увеличилась на 0,8% в натуральном эквиваленте, в рублях же доля воспроизведённых лекарств, наоборот, снизилась на 2,7% относительно аналогичного периода прошлого года. При этом на оригинальные препараты приходится только 3,8% в упаковках и 37,7% в рублях. Данная тенденция обусловлена существенным ростом средневзвешенной цены оригинального препарата – на 53,4%. Таким образом, за первые 3 месяца стоимость референтного препарата составила 2 595 руб./упак., воспроизведённого – 170 рублей (+11,6%).

Как указано выше, в сегменте госпитальных закупок лидером среди АТС-групп 1-го уровня в январе-марте 2019 года в рублёвом эквиваленте стала группа [L] «Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы» (доля 29,7%).

10 групп из 15 отметились падением продаж, наибольший темп снижения у препаратов без указания АТС (-66,6% в руб.) и группы [P] «Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты» (-36,7%). При этом тройка лидеров нарастила свои объёмы реализации.

Рейтинг АТС-групп за 1 квартал 2019 года

Рейтинг 1 кв. 2018

Рейтинг 1 кв. 2019

АТС-группа

Объём закупок,

млн руб.

1 кв. 2019

Доля, %

1 кв. 2019

Прирост, %

1 кв. 2019 / 1 кв. 2018

2

1

Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы (L)

13 998,9

29,7%

70,5%

1

2

Противомикробные препараты для системного использования (J)

11 811,6

25,1%

13,0%

3

3

Препараты, влияющие на кроветворение и кровь (B)

7 000,5

14,9%

3,1%

4

4

Препараты для лечения заболеваний нервной системы (N)

3 695,8

7,9%

-14,5%

5

5

Пищеварительный тракт и обмен веществ (A)

2 514,7

5,3%

-18,2%

6

6

Прочие препараты (V)

2 393,3

5,1%

7,8%

7

7

Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы (C)

1 117,7

2,4%

-27,0%

8

8

Препараты для лечения заболеваний респираторной системы (R)

1 064,2

2,3%

-15,6%

9

9

Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы (M)

919,3

2,0%

-10,7%

12

10

Препараты для лечения заболеваний органов чувств (S)

792,6

1,7%

32,9%

11

11

Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны) (H)

622,2

1,3%

-2,6%

10

12

Препараты для лечения заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны (G)

537,3

1,1%

-27,9%

13

13

Препараты для лечения заболеваний кожи (D)

447,1

0,9%

-20,7%

14

14

Без указания АТС

148,4

0,3%

-66,6%

15

15

Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты (P)

5,6

0,0%

-36,7%

В рейтинге по упаковкам лидирует АТС-группа [В] «Препараты, влияющие на кроветворение и кровь» (доля на рынке 38,4%): за январь-март 2019 года было закуплено 69,1 млн упаковок лекарств. В натуральном эквиваленте также наблюдается сокращение объёмов реализации у 12 групп. Максимальный темп снижения был отмечен у группы [P] «Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты»: -42,8%. Наибольший прирост коснулся группы [L] «Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы»: +18,5%.

В 1 квартале 2019 года ЛПУ закупили лекарственные средства у 791 производителя. На ТОП-10 корпораций пришлось 32,8% госпитального рынка в рублях.

ТОП-10 производителей за 1 квартал 2019 года в госпитальных закупках в стоимостном выражении

Рейтинг 1 кв. 2018

Рейтинг 1 кв. 2019

Производитель

Объём закупок,

млн руб.

1 кв. 2019

Доля, %

1 кв. 2019

Прирост, %

1 кв. 2019 / 1 кв. 2018

1

1

Биокад

3 076,5

6,5%

84,9%

3

2

Merck & Co

1 840,6

3,9%

26,6%

2

3

Sanofi

1 457,0

3,1%

-9,9%

4

4

Novartis

1 427,3

3,0%

0,4%

5

5

Верофарм

1 427,1

3,0%

14,6%

6

6

Эббви

1 381,3

2,9%

23,2%

16

7

F.Hoffmann-La Roche

1 323,7

2,8%

99,8%

9

8

Bayer

1 303,9

2,8%

29,8%

11

9

Фармасинтез

1 290,2

2,7%

55,5%

8

10

Pfizer

1 121,2

2,4%

9,1%

Рейтинг производителей в стоимостном выражении в основном представлен иностранными компаниями. Исключениями являются производители «Биокад», «Верофарм» и «Фармасинтез», которые по итогам закупок за первый квартал текущего года заняли 1-ю, 5-ю и 9-ю строчки соответственно. Российская компания «Биокад» удерживает первую строчку рейтинга за счёт увеличения объёма госпитальных закупок препаратов данной фирмы на 84,9% в рублях. Положительную динамику корпорации обеспечили противоопухолевые препараты «Авегра» (+211,5%) и «Гертикад» (+124,5%). Ещё одна отечественная компания – «Верофарм» – сумела сохранить за собой позиции прошлого года. Закупки средств данного производителя увеличились на 14,6% благодаря росту реализации алкалоида «Паклитаксел» (+216,6%) и витамина «Лейковорин» (+54,2%). Закупки препаратов «Фармасинтез» увеличились на 56% в большей мере за счет противовирусных препаратов «Симанод» (+3151;), «Кемерувир» (210%), «Тенофовир» (378%).

По итогам первых 3-х месяцев 2019 года для нужд больниц государство закупило 4 785 брендов лекарственных препаратов. В рейтинге брендов по стоимостному объёму первое место занял раствор «Натрия Хлорид» (доля 2,8%), который производят порядка 35 компаний. Тройку лидеров замыкают препараты «Гертикад» (2,0%) и «Авегра» (1,7%), применяемые для терапии онкологических заболеваний.

ТОП-10 брендов за 1 квартал 2019 года в госпитальных закупках в стоимостном выражении

Рейтинг 1 кв. 2018

Рейтинг 1 кв. 2019

Бренд

Объём закупок,

млн руб.

1 кв. 2019

Доля, %

Прирост, %

1 кв. 2019 / 1 кв. 2018

1

1

Натрия хлорид

1 326,3

2,8%

2,9%

5

2

Гертикад

941,8

2,0%

124,5%

16

3

Авегра

779,5

1,7%

211,5%

9

4

Совигрипп

549,3

1,2%

66,7%

81

5

Опдиво

541,3

1,1%

478,0%

26

6

Калетра

451,2

1,0%

124,1%

143

7

Китруда

449,6

1,0%

592,9%

4

8

Синагис

427,3

0,9%

-0,9%

1032

9

Интеленс

421,0

0,9%

7 013,5%

8

10

Актилизе

414,0

0,9%

21,5%

Все марки за исключением респираторного средства «Синагис» (-0,9%) увеличили объём реализации. Наилучший результат показал антиретровирусный препарат «Интеленс» компании Johnson & Johnson (средневзвешенная цена 17 414 руб./упак.), закупки которого за год выросли на 415,1 млн рублей. Также стоит отметить ещё двух новичков рейтинга – противоопухолевые средства «Китруда» (+592,9% в руб.) и «Опдиво» (+478,0%), которые за счёт роста закупок поднялись в рейтинге на 136 и 76 позиций соответственно.

Как и стоимостной рейтинг, ТОП-10 брендов по натуральным объёмам возглавляет препарат «Натрия хлорид», он занимает 28,5% рынка госпитальных закупок. На второй строчке находится антибиотик-цефалоспорин «Цефтриаксон» (4,8%), который производят порядка 17 заводов. «Marathon Pharma», «Красфарма» и «Белмедпрепараты» занимают 65,8% объёма поставок антибиотика в больницы. На третье место по упаковкам поднялся антисептический препарат «Этиловый спирт» с долей рынка 2,9%.

ТОП-10 брендов за 1 квартал 2019 года в госпитальных закупках в натуральном выражении

Рейтинг 1 кв. 2018

Рейтинг 1 кв. 2019

Бренд

Объём закупок,

млн упак.

1 кв. 2019

Доля, %

Прирост, %

1 кв. 2019 / 1 кв. 2018

1

1

Натрия хлорид

51,2

28,5%

19,2%

2

2

Цефтриаксон

8,7

4,8%

16,0%

4

3

Этиловый спирт

5,3

2,9%

15,1%

3

4

Глюкоза

5,1

2,8%

-14,6%

5

5

Цефотаксим

3,6

2,0%

-5,8%

7

6

Метронидазол

3,0

1,7%

3,0%

9

7

Перекись водорода

2,2

1,2%

-12,5%

6

8

Цефазолин

2,2

1,2%

-28,2%

11

9

Ципрофлоксацин

2,2

1,2%

19,2%

20

10

Совигрипп

2,1

1,2%

82,7%

Максимальный рост принадлежит гриппозной вакцине «Совигрипп»: по итогам 1 квартала 2019 года ЛПУ закупили на 82,7% больше упаковок, чем в январе-марте прошлого года. При этом наблюдается сокращение объёмов закупок антибиотика «Цефазолин» (-28,2% в упак.) и средства углеводного питания «Глюкоза» (-14,6%).

doctor-4229348_1920.jpg
Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.