Обзор продаж средств барьерной контрацепции в аптеках за 1 квартал 2019 года

Новость

Презервативы – самое надёжное и проверенное средство контрацепции барьерного типа, предотвращающее нежелательную беременность и защищающее от ВИЧ-инфекции и ряда других заболеваний, передающихся половым путём. При покупке презерватива в первую очередь стоит обратить внимание на качество, сохранность и целостность упаковки, а также срок годности. Поэтому приобретать средства защиты следует в месте, которое гарантирует надлежащее соблюдение условий хранения, то есть в аптеке. Хотя заметим, что в последние годы аптека теряет свою популярность как место покупки средств барьерной контрацепции.

Об этом свидетельствует в том числе и динамика этой группы аптечного ассортимента. Согласно данным Ежемесячного розничного аудита, проводимого АО «Группа ДСМ» (DSM Group), ёмкость рынка барьерных контрацептивов (БК) составила 1,5 млрд рублей, или 5,8 млн упаковок (32,7 млн штук). При сравнении с 1 кв. 2018 года объём реализации БК сократился как в рублях — на 1,2%, так и в упаковках — на 3,5% (-0,6% в штуках). Отрицательная динамика продолжила тренд 2018 года. Основной вклад в падение продаж аптечного рынка презервативов сыграло падение реализации брендов Contex (-62,8 млн руб.) и Vizit (-11,7 млн руб.).

В целом за год в аптеке продаётся порядка 24,5 млн упаковок презервативов (что составляет 136 млн штук) на сумму 6,4 млрд руб.

В аптечных сетях представлен широкий ассортимент средств барьерной контрацепции. Так, в 1 квартале 2019 года на аптечных полках можно было найти 398 различных наименований контрацептивов, которые представляют 44 бренда от 37 производителей.

Производители постоянно модернизируют технологии производства и материалы, из которых изготавливаются презервативы, поэтому на рынок постоянно выходят новые игроки. Кроме того, производители выпускают средства барьерной контрацепции в упаковках различных объёмов от «№1» до «№30». Наиболее востребованными у потребителя остаются упаковки, содержащие три презерватива, которые занимают 71,9% рынка в натуральном выражении. В рублях лидирует упаковка «№12», которая составляет 48,2% в объёме выручки аптек в своём сегменте.

На рынке продолжается тенденция роста потребительского спроса на пачки презервативов с большим объёмом упаковки. Наибольшим приростом продаж отметились упаковки «№18» (+16% в упаковках по сравнению с 1 кв. 2018 г.), «№10» (+71%) и «№30» (+25%). При этом спад спроса затронул самые популярные среди клиентов аптек упаковки – «№3» (-5,0% продаж в натуральном выражении) и «№12» (-1%). 

Презервативы, реализуемые на российском рынке, имеют в основном иностранную «прописку». В России работают только несколько производителей БК — Армавирский завод резиновых изделий, «Верофарм», «Эксперт-М» и «Эластомер». Но доля их в продажах очень мала. В итоге импортная продукция занимает 96% в рублях и 94,5% в штуках.

Производить продукцию только для российского рынка экономически не обосновано, так как объем продаж, на которые может претендовать производитель с новым брендом, очень небольшой, при этом сырье все равно является импортным, а значит, его цена зависит от колебаний валютных курсов. Абсолютное большинство презервативов на российском рынке импортируется из Таиланда и Китая.

На 2,3% выросла средневзвешенная стоимость одной упаковки контрацептивов по итогам первого квартала 2019 года, и составила 264 рублей. При этом в аптеке один презерватив в среднем обошёлся покупателю в 46,8 рублей. При рассмотрении цен на бренды из ТОП-10 можно отметить, что у 5 марок наблюдается снижение стоимости. Максимальное падение цены было отмечено у In Time (один презерватив стал стоить на 31,5% дешевле), максимальный рост цен коснулся бренда Sico (+7,6%). Самым дешёвым оказался презерватив под брендом Viva (15 руб./шт.), самый дорогостоящий бренд – Durex (66 руб./шт.).

За год состав тройки лидеров рынка барьерной контрацепции в стоимостном выражении претерпел некоторые изменения. На протяжении последних нескольких лет бренд Contex удерживал лидирующую позицию, однако, ввиду разнонаправленной динамики, в 1 кв. 2019 года Durex вытеснил с первой строчки основного конкурента. Доля рынка марки Durex выросла с 43,2% до 46,5% в 1 кв. 2019 г. за счёт прироста продаж на 5,5%.

Заметим, что если в целом по стране Durex уже уверенно занимает первое место, то в региональном разрезе марка не везде еще стать лидером. Максимальный разрыв между брендами — в Центральным федеральном округе. Также Durex лидирует и в Северо-Западном федеральном округе. В остальных регионах пока предпочтения потребителей отданы марке Contex. Но за счет более низких продаж в целом в этих округах Contex занимает вторую строчку в целом по стране. Отметим, что на ЦФО и СЗФО приходится 47% продаж всех презервативов в стране.

Рейтинг брендов по стоимостным объёмам продаж, 1 кв. 2019

Рейтинг

1 кв. 2018

Рейтинг

1 кв. 2019

Бренд

Доля рынка, 1 кв. 2019

Прирост,

1 кв. 2019 / 1 кв. 2018, %

2

1

Durex

46,5%

+7,6%

1

2

Contex

40,8%

-8,0%

3

3

Vizit

3,8%

-17,7%

5

4

Viva

2,6%

+25,1%

4

5

Sico

2,4%

-2,9%

8

6

Masculan

0,8%

+91,1%

new

7

Априкс

0,5%

new

14

8

In Time

0,5%

+272,6%

7

9

Спарта

0,4%

-25,5%

9

10

Control

0,4%

+11,6%

Наибольшее снижение объёмов продаж коснулось бренда «Спарта» (-26% в рублях и -24% в штуках презервативов). Максимальный прирост показал корейский бренд In Time (+273% в рублях и +438% в штуках), и поднялся на 6 строчек вверх. Также стоит отметить новинку – таиландские презервативы «Априкс», которые по итогам 1 квартала 2019 года попали на 7-ю позицию в рейтинге.

За первые 3 месяца 2019 года через аптеки было реализовано около 33,4 млн штук презервативов (на 0,7% меньше, чем за аналогичный период 2018 г.). Состав рейтинга по количеству проданных презервативов во многом повторяет стоимостной рейтинг.

Рейтинг брендов по количеству проданных презервативов, 1 кв. 2019

Рейтинг

1 кв. 2018

Рейтинг

1 кв. 2019

Бренд

Доля рынка,

1 кв. 2019

Прирост,

1 кв. 2019 / 1 кв. 2018, %

Цена за один презерватив, руб.

1

1

Contex

45,1%

-7,7%

42

2

2

Durex

32,9%

+7,2%

66

5

3

Viva

7,9%

+18,3%

15

3

4

Vizit

4,9%

-23,2%

36

4

5

Sico

2,5%

-10,8%

45

8

6

Masculan

0,9%

+75,6%

42

14

7

In Time

0,9%

+437,9%

25

17

8

Неваляшка

0,8%

+23,8%

5

7

9

Спарта

0,7%

-24,3%

28

new

10

Априкс

0,7%

new

35

В рейтинг вошли 3 новых бренда. Корейский бренд In Time (Dongkuk Trading) показал максимальный прирост продаж среди основных конкурентов (+437,9%), и занял 7-е место. Китайский бренд «Неваляшка» компании Dongtai Biomed Industrial в 1 кв. 2019 г. попал в рейтинг презервативов на 8 -ю строчку (+9 мест) за счёт прироста объёма реализации на 23,8%. Новинка «Априкс» попала на 10-ю позицию, реализовав за первые 3 месяца текущего года 214,6 тыс. шт. барьерных контрацептивов.


Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.