Обзор госпитальных закупок за 9 месяцев 2019 года

Новость

По результатам первых 9 месяцев 2019 года лечебно-профилактические учреждения, согласно данным Госпитального аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group (АО «Группа ДСМ»), закупили 598,8 млн упаковок лекарственных препаратов на сумму около 204,1 млрд рублей (в оптовых ценах). Относительно аналогичного периода прошлого года больницы потратили на 19,4% больше бюджетных средств. При этом объём закупленных упаковок сократился на 5,4%. Данная динамика обусловлена ростом закупок дорогостоящих противоопухолевых препаратов и иммуномодуляторов (+109,4% в руб. и +33,1% в упак.) в рамках реализации национальной онкологической программы. В результате ATC-группа [L] вытеснила с 1-й строчки стоимостного рейтинга противомикробные препараты для системного применения. Аналитические данные отражают факты оплаты и поставки контрактов, исполненных за январь-сентябрь 2019 года

гз9м19.png

Изменение структуры закупок в пользу онкологических препаратов привело к заметному росту средневзвешенной стоимости упаковки лекарственных средств, реализуемых для нужд ЛПУ. За девять месяцев 2019 года она составила 340,9 рублей, что на 26,2% дороже, чем в январе-сентябре 2018 года. При этом если говорить о непосредственно динамике цен, то в госпитальном сегменте наблюдаются дефляционные процессы. Так, в 2019 году индекс цен на закупаемые через тендеры лекарственные средства отрицательный, и составляет -3,3%. Среди наиболее востребованных препаратов также наблюдается снижение средневзвешенных цен: 11 брендов из ТОП-20 закупались по более низким ценам. Максимальным падением цены отметилось рентгеноконтрастное средство «Ультравист» (МНН «Йопромид») компании Bayer — в январе-сентябре 2019 года его стоимость оказалась ниже на 56,1%, чем за 9 месяцев 2018 года.

Таким образом, увеличение затрат на закупку ЛП связано главным образом с переключением на более современные средства и, как следствие, более дорогостоящие.

Тенденции, которые наблюдаются в 2019 году, все обусловлены ростом закупок препаратов группы [L]. За 9 месяцев отчетного года распределение объемов изменилось в пользу импортных препаратов. За год доля импортных препаратов возросла на 2,8% в рублях — до 36,5% за счёт более значительного роста реализации (+24,9% против +10,9% у отечественных лекарств). В натуральном выражении структура рынка также изменилась в пользу зарубежных ЛП: доля российских средств сократилась с 78,5% за 9 месяцев 2018 года до 77,8% в январе-сентябре 2019 года.

гз9м191.png

Средневзвешенная стоимость одной упаковки импортного средства по итогам первых 9 месяцев 2019 года составила 974,1 рубля, что на 27,9% больше, чем в январе-сентябре 2018 года. Прирост средней цены российских лекарств составил 18,3%, однако она всё равно значительно отстаёт (более чем в 6 раз) от стоимости зарубежных ЛП, и составляет 159,8 рублей за упаковку.

гз9м192.png

Переключение в закупках на дженерики – это следствие работы принципов тендерной системы. За 9 месяцев 2019 года доля дженериковых препаратов увеличилась на 0,7% в натуральном эквиваленте; в рублях же доля воспроизведённых лекарств наоборот снизилась на 5,9% относительно аналогичного периода прошлого года. Заметим, что на оригинальные препараты приходится только 3,8% в упаковках и 41,0% в рублях. Но если в упаковках их доля продолжает снижаться, то в рублях в 2019 году произошел заметный рост. Данная тенденция обусловлена существенным увеличением средневзвешенной цены оригинального препарата – на 76,2%. Таким образом, за первые 9 месяцев стоимость референтного препарата составила 3700 руб./упак., воспроизведённого – 209 рублей (+13,9%).

На первую строчку в сегменте госпитальных закупок по итогам 9 месяцев 2019 года поднялась ATC-группа [L] «Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы» (доля 32,8% в стоимостном выражении), продемонстрировав максимальный прирост закупок — на 109,4%. Положительную динамику группе обеспечили моноклональные антитела «Китруда» (+909,2%), «Перьета» (+647,2%) и «Опдиво» (+634,1%).

8 групп из 15 отметились падением продаж, наибольший темп снижения у препаратов для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы (-30,0% в руб.), а также у половых гормонов и лекарственных средств для лечения заболеваний урогенитальных органов (-20,4%).

Рейтинг ATC-групп за январь-сентябрь 2019 года в госпитальных закупках в стоимостном выражении

Рейтинг YTD Sep'18

Рейтинг YTD Sep'19

ATC-группа

Объём закупок,

млн руб.

YTD Sep'19

Доля, %

YTD Sep'19

Прирост, %

YTD Sep'19 / YTD Sep'18

2

1

Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы [L]

67 001,1

32,8%

109,4%

1

2

Противомикробные препараты для системного использования [J]

64 704,0

31,7%

3,4%

3

3

Препараты, влияющие на кроветворение и кровь [B]

22 886,9

11,2%

-0,9%

4

4

Препараты для лечения заболеваний нервной системы [N]

11 816,3

5,8%

-14,8%

6

5

Прочие препараты [V]

9 057,5

4,4%

8,9%

5

6

Пищеварительный тракт и обмен веществ [A]

7 900,2

3,9%

-17,5%

8

7

Препараты для лечения заболеваний респираторной системы [R]

3 420,5

1,7%

-10,5%

7

8

Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы [C]

3 341,7

1,6%

-30,0%

9

9

Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы [M]

3 229,1

1,6%

1,0%

11

10

Препараты для лечения заболеваний органов чувств [S]

2 778,3

1,4%

31,1%

14

11

Препараты без указания ATC-группы

2 305,9

1,1%

47,7%

12

12

Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны) [H]

2 293,8

1,1%

9,8%

10

13

Препараты для лечения заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны [G]

1 798,7

0,9%

-20,4%

13

14

Препараты для лечения заболеваний кожи [D]

1 560,5

0,8%

-7,2%

15

15

Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты [P]

18,7

0,0%

-14,2%

Что касается натуральных объёмов продаж, то в рейтинге по упаковкам лидирует ATC-группа [В] «Препараты, влияющие на кроветворение и кровь» (доля на рынке 36,7%): за январь-сентябрь 2019 года было закуплено 219,9 млн упаковок лекарств. В натуральном эквиваленте также наблюдается сокращение объёмов реализации у 12 групп. Максимальный темп снижения был отмечен у группы [C] «Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы»: -24,9%. Наибольший прирост коснулся группы [L] «Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы»: +33,1%.

По итогам первых девяти месяцев 2019 года ЛПУ закупили лекарственные препараты у 826 производителей. На ТОП-10 корпораций пришлось 40,2% госпитального рынка в рублях.

ТОП-10 производителей за январь-сентябрь 2019 года в госпитальных закупках в стоимостном выражении

Рейтинг YTD Sep'18

Рейтинг YTD Sep'19

Производитель

Объём закупок,

млн руб.

YTD Sep'19

Доля, %

YTD Sep'19

Прирост, %

YTD Sep'19 / YTD Sep'18

3

1

Биокад

12 684,7

6,2%

87,3%

4

2

Merck & Co

11 376,6

5,6%

69,6%

1

3

Pfizer

8 758,0

4,3%

1,5%

15

4

F.Hoffmann-La Roche

8 311,5

4,1%

203,9%

5

5

Abbvie

7 367,1

3,6%

11,1%

8

6

Sanofi

7 349,2

3,6%

41,1%

2

7

Фармасинтез

7 301,3

3,6%

-5,1%

7

8

Johnson & Johnson

6 971,8

3,4%

17,7%

12

9

GlaxoSmithKline

6 680,3

3,3%

81,3%

10

10

Novartis

5 185,3

2,5%

14,6%

Рейтинг производителей в стоимостном выражении преимущественно представлен иностранными компаниями. Исключениями являются производители «Биокад» и «Фармасинтез», которые по итогам закупок за первые 9 месяцев текущего года заняли 1-ю и 7-ю строчки соответственно. Российская компания «Биокад» переместилась на первое место в рейтинге за счёт увеличения объёма закупок препаратов на 87,3% в рублях — в первую очередь благодаря росту реализации противовирусного [ВИЧ] средства «Тенофовир» (+3632,5%) и стимулятора лейкопоэза «Экстимия» (+273,0%). А вот отечественный производитель «Фармасинтез», наоборот, утратил позиции среди основных конкурентов, и опустился со 2-й строчки на 7-ю позицию. Закупки лекарств у данной компании сократились на 5,1%. Максимальное снижение показали противовирусное [ВИЧ] средство «Симанод» (-74,6%) и антибиотик-оксазолидинон «Амизолид» (-33,6%).

Максимальный рост закупок коснулся швейцарской корпорации F. Hoffmann-La Roche (+203,9%). Российские лечебно-профилактические учреждения стали активнее закупать противоопухолевые средства «Перьета» (+647,2%), «Кадсила» (+431,4%) и новинку — препарат «Тецентрик» (+563,2 млн руб.).

За первые девять месяцев 2019 года для нужд больниц государство закупило 5 060 брендов лекарственных препаратов. В рейтинге брендов по стоимостному объёму первое место заняла вакцина «Превенар» (доля 2,4%) производства компании Pfizer. В тройку лидеров также вошли АРВП «Калетра» (2,0%) и противоопухолевое средство «Гертикад» (2,0%). 

ТОП-10 брендов за январь-сентябрь 2019 года в госпитальных закупках в стоимостном выражении

Рейтинг YTD Sep'18

Рейтинг YTD Sep'19

Бренд

Объём закупок,

млн руб.

YTD Sep'19

Доля, %

YTD Sep'19

Прирост, %

YTD Sep'19 / YTD Sep'18

1

1

Превенар

4 853,3

2,4%

-13,0%

4

2

Калетра

4 061,3

2,0%

7,5%

7

3

Гертикад

4 049,5

2,0%

126,3%

2

4

Натрия Хлорид

3 980,9

2,0%

-4,7%

13

5

Авегра

3 810,6

1,9%

195,4%

56

6

Опдиво

3 700,9

1,8%

634,1%

100

7

Китруда

3 500,4

1,7%

909,2%

85

8

Перьета

2 832,9

1,4%

647,2%

6

9

Исентресс

2 808,0

1,4%

26,7%

11

10

Пентаксим

2 608,5

1,3%

62,6%

 

У всех марок за исключением вакцины «Превенар» (-13,0%) и раствора «Натрия Хлорид» (-4,7%) выросли объёмы закупок. Наилучший результат продемонстрировали новички рейтинга – противоопухолевые средства «Китруда» (+909,2%) компании Merck & Co, «Перьета» (+647,2%) производства F. Hoffmann-La Roche и «Опдиво» (+634,1%) корпорации Bristol-Myers Squibb. За счёт роста закупок данные препараты поднялись в рейтинге на 93, 77 и 50 позиций соответственно.

ТОП-10 брендов по натуральным объёмам возглавляет препарат «Натрия хлорид», он занимает 26,1% рынка госпитальных закупок. На второй строчке находится антибиотик-цефалоспорин «Цефтриаксон» (4,9%), который производят порядка 18 заводов. «Синтез», «Красфарма» и «Белмедпрепараты» занимают 65,6% объёма поставок антибиотика в больницы. Третье место по упаковкам занимает углеводное средство питания «Глюкоза» с долей рынка 3,0%.

Максимальный рост принадлежит средству, восстанавливающему баланс электролитов, —«Рингеру»: в январе-сентябре 2019 года ЛПУ закупили на 56,8% больше упаковок, чем за 9 месяцев прошлого года. В результате этого препарат поднялся на 9 строчек вверх, и вошёл в рейтинг по упаковкам. При этом наблюдается сокращение объёмов закупок вакцины «Совигрипп» (-44,4% в упак.) и противомикробного и противопротозойного средства «Метронидазол» (-23,6%).

ТОП-10 брендов за январь-сентябрь 2019 года в госпитальных закупках в натуральном выражении

Рейтинг YTD Sep'18

Рейтинг YTD Sep'19

Бренд

Объём закупок,

млн упак.

YTD Sep'19

Доля, %

YTD Sep'19

Прирост, %

YTD Sep'19 / YTD Sep'18

1

1

Натрия хлорид

156,4

26,1%

9,0%

2

2

Цефтриаксон

29,3

4,9%

15,9%

3

3

Глюкоза

18,1

3,0%

4,6%

4

4

Этиловый спирт

18,0

3,0%

21,0%

5

5

Цефотаксим

10,2

1,7%

-16,9%

7

6

Метронидазол

8,6

1,4%

-23,6%

16

7

Рингер

7,7

1,3%

56,8%

9

8

Хлоргексидин

7,6

1,3%

-10,4%

10

9

Перекись водорода

7,5

1,2%

0,1%

6

10

Совигрипп

6,6

1,1%

-44,4%

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление "DSM Group" любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в ). Пересылая в "DSM Group" свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.